четверг, 1 октября 2015 г.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО» «ШКОЛЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
с углубленным изучением  отдельных предметов
имени Героя Советского Союза П.С.Маштакова
г. Владимира

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ КУРСА
 «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
«ШКОЛЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА» 


(программа Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная подготовка»
Издательский центр «Вентана – Граф», 2008 г.,

программа изобразительной деятельности
И.А. Лыковой «Цветные ладошки» - М.: Сфера, 2008 г.)


                                  УЧИТЕЛЬ:
                                                                                                        КРЫЛЕНКОВА
МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА



ВЛАДИМИР
2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
         Готовность к школе ребенка  в дошкольный период определяется не возрастным показателем, не  освоением навыков счета и письма, готовность к школе ребенка  – это есть результат общего психологического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка. Основной целю «школы будущего первоклассника выступает переход из дошкольного в школьный возраст», а именно, подготовка к смене одного вида ведущей деятельности ребенка-игры, к другой ведущей деятельности - учебе.
           Для более успешного, безболезненного перехода ребенка к ведущему виду деятельности-учебе, на базе «школы будущего первоклассника» кроме занятий «счет» и «чтение», введен предмет «изобразительное искусство».          
          Программа занятий по изобразительной искусству «школы будущего первоклассника» разработана на основе авторской программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки».  Программа И.А. Лыковой «Цветные ладошки» рекомендована Советом Федерального государственного образовательного учреждения Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, Учебным советом Института художественного образования, Межрегиональной Общественной Организацией «Экспертиза за детей» (2008 г.).
Актуальность программы обусловлена особенностями перехода ребенка из дошкольного образовательного учреждения в общеобразовательную школу и необходимостью выстраивания единой образовательной траектории развития личности. Как указывается  в современных нормативно-правовых документах системы образования, в том числе Национальной инициативе «Наша новая школа», предшкольному образованию должно быть уделено повышенное внимание через  развитие системы дополнительного образования, расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми.
Практическая значимость  программы заключается в ее влиянии на обеспечения сохранения психоэмоционального здоровья детей, их адаптации к школьной жизни, мотивации к обучению через занятия художественным творчеством.
Программа «Изобразительное творчество» является частью образовательной программы «Школы будущего первоклассника» - комплексной   дополнительной образовательной услуги по подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению, оказываемой школой родителям (законным представителям) детей 6-летнего возраста.
 В соответствии с общими целевыми установками деятельности образовательного учреждения учебный план «Школы будущего первоклассника»  обеспечивает реализацию следующих задач:
1. обеспечение  разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении: развитие речи обучающихся, мелкой моторики, элементарных логических операций, формирование элементарных количественных представлений, структурирование представлений об окружающем мире.
2. развитие координации движений, произвольной регуляции поведения, формирование умения работать в группе.
3. развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность.
Воспитание обучающихся  ведётся с учётом интересов, склонностей и способностей детей, базируется на принципах взаимоуважения и сотрудничества.
          Цель программы курса «Изобразительное творчество» -
адаптация к учебной деятельности будущих первоклассников, мотивация будущей учебной деятельности через здоровьесберегающие технологии занятий изобразительного творчества.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи воспитания и обучения:  
ребенок развивает умение контролировать свою двигательную активность, подчинятся правилам, развивать учебную мотивацию, способность к сотрудничеству, самокритичности-
совершенствует технику рисования гуашевыми красками, развивает способность целенаправленного восприятия, рефлексии, мелкую моторику рук, учится  различать цветовые контрасты, пользоваться различными художественными приемами, работать с различными художественными материалами.
          Проведение занятий организовано по субботам в течение января – мая 20101 г. Нормативный срок освоения программы «Школы будущего первоклассника» – 16 дней. Продолжительность занятий «Изобразительного творчества» - 30 минут.
             В процессе освоения программы дети должны знать: названия основных цветов, виды художественной деятельности, правила безопасности во время работы;
уметь: создавать, воспринимать и понимать визуальные сообщения, в том числе – рисунки, декоративные композиции,   понимать основы  языка изобразительного искусства,
эстетически  воспринимать природные и искусственные объекты окружающего мира,
создавать простые сюжетные композиции,
использовать приемы различных видов изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисунок на асфальте, акварель и т.д.).
         В рамках учебных занятий предусмотрено проведение коррекционно-диагностических упражнений по определение школьной зрелости по тесту Керна - Йерасека,  по развитию произвольности, устойчивости и продуктивности  внимания, интеллектуальной сферы и мотивации, «Отношение ребенка к обучению в школе» Г.Витцлака.
         Занятия организованы на основе использования интерактивных технологий обучения: игровых, проблемных, организации коллективно-творческого взаимодействия и т.д. 
Учебно-тематическое планирование

№ занятия
Виды изобразительной деятельности.
Тема занятия.
 Материал.
Задачи занятия
1



2



3





4





5





6




7






8






9






10






11

12





14





15 - 16
Декоративное рисование.
«Моя любимая буква».
 Фломастеры, маркеры.

Живопись.
«Какого цвета птица-зима?»
 Гуашь, кисти.

Лепка коллективная.
«Все птички прилетели к нам».
Цветной  пластилин.



Аппликация из рваной бумаги с элементами рисунка. «Цыплята на прогулке».                                                     Цветная бумага, фломастеры.


Лепка сюжетная.
«Семья улиток на прогулке».              Цветной. пластилин.



Декоративное рисование.
«Пасхальные яйца».



Аппликация с элементами декоративного рисования.
«Чаепитие».
Цветная  бумага, фломастеры.



Рисование по замыслу.
«Жуки и бабочки в траве».
Гуашь, кисти.




Лепка коллективная с использованием конструирования.
«Бабочки на цветах».
Цветной  пластилин, палочки, пуговицы, файлы, пружинки.

Живопись.
«В каждом рисунке-солнце».
Гуашь.




Лепка предметная с элементами конструирования.
«Волшебный цветок».

Сюжетное рисование по мотивам стихотворения А. Барто.
«Зайка под дождем»
Гуашь, кисти.


Декоративное рисование-игра.
«Найди двух похожих червячков».
Фломастеры, маркеры.


Рисование по представлению на асфальте.
«Здравствуй, лето!»

Развитие творческого воображения, создание декоративной композиции.

Развитие навыков смешивания красок и получения определенной цветовой гаммы.

Создание пластических образов на основе обобщенного способа лепки, Воспитание интереса к природе, навыки работы в группах, развитие мелкой моторики рук.
Создание образа пушистых животных, сочетание различных техник изобразительной деятельности.


Создание сюжетной композиции,
Освоение основных приемов лепки: «раскатывание жгутика», «сворачивание», развитие мелкой моторики рук.

Формирование графического навыка, составление орнамента в полосе, развитие чувства композиции.

Создание пластических образов на основе обобщенного способа лепки, воспитание интереса к природе, навыки работы в группах, развитие мелкой моторики рук.

Создание композиции и освоение техники вырезание круга и разрезание его пополам, разрезание полосок бумаги на квадраты или прямоугольники, закрепление навыков работы с ножницами.
Создание сюжетной композиции по замыслу, развитие творческого воображения.




Создание сюжетной композиции, сочетание различного материала, Развитие мелкой моторики рук, Воспитание интереса к живой природе.

Воплощение в художественной форме своих представлений, развитие творческой фантазии.


Освоение способа «скатывание шарика» и приема «раздавливания шарика», составление композиции в круге, развитие мелкой моторики кисти, развитие глазомера.
Создание сюжетной композиции, передача внешнего вида предметов по представлению, передача особенностей внешнего вида конкретного животного.

Развитие внимательности, творческой фантазии, составление оригинальной композиции.Формирование коллективных навыков, освоение приемов рисования на асфальте, развитие творческого мышления.



Используемая литература:
1.Лыкова И.А. « Изобразительное творчество в детском саду. Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2008 г.
2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Разновозрастная группа. 3-5 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
3. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1-7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
4.Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки».
5.Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
6. Лыкова И.А.. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
7. Богомолов В.А. Тестирование детей. Психологический практикум. «Психологическое тестирование. Диагностика интеллекта.Профессиональное тестирование.» Издание 3-е. Ростов-на-Дону. 2005г.
8. «Волшебный пластилин». Учебное издание. Издательство Мозаика-Синтез. Москва. 2008 г.

9. Доронова Т.Н. « Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников».«Просвещение», Росмэн. 2008 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий