четверг, 1 октября 2015 г.

Опытно-экспериментальной работа «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе учащихся в условиях общеобразовательной школы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
с углубленным изучением  отдельных предметов
имени Героя Советского Союза П.С.Маштакова
г. Владимира


Программа опытно-экспериментальной работы
МБОУ СОШ № 5 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла г. Владимира

Тема:   «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе учащихся в условиях общеобразовательной школы».



Учитель изобразительного искусства Крыленкова Марина Васильевна
Педагог-психолог Щукина Ольга Вячеславовна


г. Владимир
2012г

Содержание.

1. Введение
2. Основные подходы к созданию положительного психологического    
 климата в образовательном учреждении.
2.2.Понятие и характеристика социально-психологического климата учреждения.
2.3.Факторы, влияющие на взаимоотношения в коллективе.

3. Формирование благоприятного психологического климата класса. 3.1.Практический материал по созданию психологического комфорта
в образовательном учреждении.
3.2. Результаты исследования.

Заключение.

Список литературы

1. Введение

Деятельность педагога-психолога Щукиной О.В. и преподавателя ИЗО и технологии Крыленковой М.В. МОУ СОШ № 5 в рамках ОЭР направлена на создание условий для формирования благоприятного психологического климата в коллективе учащихся общеобразовательной школы.
Подростковый период – важный этап в жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу.
Происходящие социально-экономические изменения в современной России предъявляют новые требования к личности и одновременно несут как новые возможности, так и серьезные проблемы, такие как устойчивость ее существования. Очень важен психологический климат в коллективе. Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям в жизни.
Важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Важно уметь общаться друг с другом. Слушать и слышать, понимать друг друга.
Тема становится наиболее актуальной.
Гипотеза:
Благоприятный психологический климат в коллективе обеспечивает успешное формирование социальной компетентности у учащихся общеобразовательной школы.
Цель деятельности:
Создание условий для формирования благоприятного психологического климата в коллективе.
Задачи:
1.Создание благоприятного для ребенка психологического климата в школе, который определяется организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками на уроках ИЗО, технологий и во внеурочное время.
2.Формирование толерантного отношения друг к другу, развитие коммуникативных способностей.
3.Формирование основ эмоциональной саморегуляции у подростков, эмоционального осознания собственных чувств, переживаний в условиях межличностного взаимодействия.
4.Реализация учебных и развивающих программ и занятий с учащимися на уроках ИЗО, технологий и во внеурочное время.
Объект исследования: учащиеся 5-ого класса «А» общеобразовательной школы №5 города Владимира.
Предмет исследования: психологический климат в классе учащихся общеобразовательной школы.
Методы, используемые в работе:
-наблюдение
-беседа
-диагностика межличностных отношений
Методика оценки уровня психологического климата в коллективе (А.Н. Лутошкин, А.Ф.Фидпер )
Ожидаемые результаты:
-создание и поддержание благоприятного психоэмоционального фона у учащихся (ощущение комфорта)
-развитие атмосферы доверия в  коллективе учащихся
-установление доброжелательного, толерантного отношения участников друг к другу.

2.     Основные подходы к созданию положительного психологического климата в образовательном учреждении.
Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования, требуют новых подходов к организации психолого-педагогических условий внутри образовательного учреждения.
Психологический комфорт в образовательном учреждении – одно из важнейших условий эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации для каждого участника образовательно-воспитательного процесса.
Теоретическая основа данного утверждения строится на фундаментальных положениях отечественной психологии и педагогики:
Ø личность есть целостная психологическая структура, формирующуюся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения /Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др./;
Ø основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность по усвоению или присвоению им достижений предшествующих поколений людей / А.Н. Леонтьев/;
Ø общение со взрослыми – необходимое условие психического и личностного развития ребенка /М.И. Лисина, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон/;
Ø ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода /Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, П.П. Блонский /.
 По свидетельству исследователей /Л.Н. Никипелова, Н.Т. Оганесян, Е.П. Картушина, Т.В. Романенко/ в образовательном учреждении требуется создать атмосферу сотрудничества, сотворчества, выстроить основы, необходимые для содружества сообщества взрослых и детей.

2.2.         Понятие и характеристика социально-психологического климата учреждения

Климат - «комфортно, уютно, приятно» - благоприятная атмосфера среди коллег;
психологический - учитывающий индивидуальные особенности;
психологический климат - преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности. Поступки любого члена коллектива влияют на психологический климат: отрицательные - деформируют, положительные - улучшают.
С социально-психологической точки зрения управление представляет собой процесс формирования и поддержания в коллективе таких психических состояний и свойств, которые необходимы для его эффективной деятельности. Это значит, что управление нацелено прежде всего на создание в коллективе благоприятного для работы психологического климата.
Термин «психологический климат» («психологическая атмосфера», «микроклимат»), прочно вошел в обиходный язык и все чаще употребляется в научной литературе.
Платонов К.К. понимает под психологическим климатом общественные настроения. «К массовым явлениям, свойственным любым группам, относятся общественные настроения. Оно-то и создает в группе ее психологический климат. Основным фактором, вызывающим настроение,  служат межличностные настроения». (Платонов К.К., 1972, С. 105)
К настроению (эмоциональным состояниям) группы сводят содержание понятия «психологический климат» и некоторые другие авторы.
Е.С.Кузьмин значительно расширяет содержание этого понятия. По его мнению. «Понятие психологического климата емкое, оно отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условий и особенностей труда и отдыха в данном коллективе» (Кузьмин Е.С., 1974, С.108)
Б.Ф.Ломов считает,  что психологический климат включает в себя: систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба и т.п.); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие и т.д.); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива. (Ломов Б.Ф.,1972, С.214)
Психологический климат относится к категории массовидных психических явлений, возникающих в группе. Это относительно устойчивое состояние психологии группы. Понятие  «психологический климат» отражает особенности психологии группы, которые составляют как бы ее «экологическую» характеристику, т.е. возникает при оценке психологии группы как значимого элемента окружающей среды, положительно или отрицательно влияющего на самочувствие личности и ее активность. Поэтому климат бывает благоприятным, нейтральным, неблагоприятным.
Психологический климат можно охарактеризовать с учетом трех главных его сторон: психологической, социальной и социально-психологической.
Психологическая сторона климата раскрывается в эмоциональных,  волевых и интеллектуальных состояниях и свойствах группы (так, можно говорить об атмосфере оптимизма, страха, целеустремленности или волевой расслабленности, творческого поиска и интеллектуальной активности и др.)
Если же в указанных психологических компонентах – в интеллекте, эмоциях, воле, - фиксировать их социальное содержание, абстрагируясь от психологической природы, то можно говорить о моральной, деловой, эстетической и других особенностях психологического климата.
Социально-психологическую сторону микроклимата раскрывают такие его атмосферы, как единство, согласие, удовлетворенность, дружба и сплоченность, а так же другие особенности, характеризующие состояние межличностных отношений в группе, степень взаимной близости ее членов, сходство их мнений, оценок и установок, отношения к совместной жизни и деятельности. Эти интегративные особенности образующие социально-психологический климат группы, являются главным предметом социально-психологических исследований.
2.3. Факторы, влияющие на взаимоотношения в коллективе.
Рассматривая влияния, формирующие социально-психологи­ческий климат коллектива, выделим, прежде всего, факторы макросреды и микросреды.
В качестве важнейшего фактора макросреды необходимо назвать:
- общественно-экономическую формацию, в условиях которой осуществляется жизнедеятельность общества в целом и функционирование коллективов.
- организации, руководящие тем или иным предприятием, в соответствии с потребностями общества осуществляют определенные управленческие воздействия. В русле этих управленческих воздействий органы управления и самоуправления организации направляют и конкретизируют функционирование коллективов.
- ценности общества, взятые на вооружение большинством членов общества.
Факторы микросреды, то есть материальное и духовное окружение личности как члена коллектива. Эта микросреда представляет собой «поле» непосредственного функционирования данного коллектива как целого.
·              Важной группой факторов микросреды, влияющих на социально-психологический климат коллектива, является предметно-вещная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, санитарно-гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «рабочая ситуация».
·              Другую не менее важную группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в коллективе. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально-психологического отражения человеческой микросреды. Будем для краткости называть эти факторы социально-психологическими.
Начнем с такого фактора, как характер официальных организационных связей между членами коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения. Возможные различия между типами такой структуры можно показать на основе выделенных Л. И. Уманским следующих «моделей совместной деятельности».
1.     Совместно-индивидуальная деятельность: каждый член коллектива делает свою часть общего задания независимо от других.
2.     Совместно-последовательная деятельность: общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство).
3.    Совместно-взаимодействующая деятельность: задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими его членами.
«Сплоченность по направленности» (единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности) в пределах данной деятельности группы достигается быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более при первой.
Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.
Чем выше степень единства его формальной и неформальной структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат коллектива.
Следующий фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями каждого из его членов.
Отношения человека к влияниям производственного и непроизводственного характера, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, а также в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование социально-психологического климата коллектива. Таким образом, для формирования того или иного социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества его членов, сколько эффект их сочетания. Уровень психологической совместимости членов коллектива является фактором, обусловливающим в большой степени его климат.
Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на социально-психологический климат коллектива.
Резюмируя сказанное, выделим следующие основные факторы, влияющие на социально-психологический климат коллектива.
Воздействия со стороны макросреды: характерные особенности современного этапа социально-экономического развития страны; деятельность организаций, руководящих данным учреждением, его органов управления и самоуправления, общественных организаций; связи организации с городскими и районными организациями.
Воздействия со стороны микросреды: предметно-вещная сфера деятельности первичного коллектива; сугубо социально-психологические факторы (специфика формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними; стиль руководства коллективом; уровень психологической совместимости членов коллектива).
Важным методическим вопросом, возникающим в связи с задачей изучения социально-психологического климата, является определение его показателей, выражаемых в тех или иных единицах измерения. В качестве таких показателей выступают не только различные феномены психологии коллектива, но и объективные результаты его жизнедеятельности. Прежде всего, отметим необходимость учитывать продуктивность труда коллектива, а также следующие косвенные показатели, характеризующие его климат: данные текучести кадров, состояния трудовой дисциплины, конфликтности. Широкий ряд феноменов психологии коллектива выявляется обычно с помощью различных форм опросов. Посредством анкет и интервью получаются данные о психических состояниях и свойствах изучаемых коллективов.    
3. Формирование благоприятного психологического климата класса.
Педагогом-психологом МОУ СОШ № 5 разработана авторская программа «Учимся понимать друг друга».
Формирование благоприятного психологического климата в коллективе учащихся является необходимым условием развития социальной компетентности школьников и образовательной среды школы.
Психологический комфорт в образовательном учреждении – одно из важнейших условий эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации для каждого участника образовательно-воспитательного процесса.  
Наиболее сложный период у учащихся – это начало обучения в среднем звене. Занятия составлены для учащихся 5-9 классов.
Программа состоит из 21 занятия, включает в себя 3 этапа:
1 этап – вводный (первичная диагностика -2 часа)
2 этап – основной (вводятся основные понятия – 17 часов)
3 этап заключительный (диагностика, тестирование, выводы – 2 часа)
Каждое занятие проходит по единому плану:
1 часть – разминка, упражнения
2 часть – посвящена основной части занятия: арт-терапевтические техники, работа с метафорой, дискуссии и т.п.
3 часть – подведение итогов занятия: рефлексия и ритуал прощания через групповое упражнение.
Используемые принципы в работе:
-уважение права других оставаться другими
-ненанесение вреда
-сохранение конфиденциальности
Методы, используемые в работе:
-наблюдение
-беседа
-диагностика межличностных отношений
Методика оценки уровня психологического климата в коллективе (А.Н. Лутошкин, А.Ф.Фидпер )


Тематический план
№ занятия
Тема
часы
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17

Давайте познакомимся
Кто Я? Какой Я?
Я могу.
Я мечтаю. Мои мечты.
Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.
Я и мои «колючки».
Что такое одиночество?
Мы можем измениться, если захотим.
Снятие эмоционального напряжения.  «Создай себе настроение».
Глаза – зеркало души.
Познавая себя – познаешь других.
Приглядись к тому,  кто рядом.
Доверие
Общение.
Агрессия и ее роль в развитии человека.
Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.
Конфликты и их роль в развитии человека.
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Общее количество часов
17


Содержание программы
Занятие № 1   Давайте познакомимся
Знакомство, выявление ожиданий, обсуждение правил работы в группе, работа с понятием команда.  Рисунок  «Какой Я».  Обсуждение.
Занятие № 2     Кто Я? Какой Я?
Знакомство с особенностями восприятия друг друга.  Дискуссия  по притче «Вера в себя».
Игра «Угадай что это?». Обсуждение.
Занятие № 3     Я могу.
Работа с притчей «Фламинго». Обсуждение. Рисунок «Мои мечты»
Занятие № 4     Я мечтаю. Мои мечты.
Игры , упражнения, рисунок «Я сегодня – Я через 10 лет». Обсуждение.
Занятие № 5     Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.
Игры и упражнения на развитие воображения и умений себя презентовать.
Обсуждение.
Занятие № 6     Я и мои «колючки».
Работа с притчей «Шиповник». Обсуждение.
Игры и упражнения на расширение пространства доверия у участников группы.
Занятие № 7     Что такое одиночество?
Игры и упражнения на расширение пространства доверия у участников группы, осознание того, какими нас видят другие и собственного желаемого образа. Рисунок «Одиночество – это…» Обсуждение
Занятие № 8     Мы можем измениться, если захотим.
Игры и упражнения на расширение пространства доверия у участников группы. Обсуждение.
Занятие № 9     Снятие эмоционального напряжения. «Создай себе настроение».
Рисунок в виде графического образа. Дыхательные упражнения.  Расширение пространства доверия у подростков. Письменная рефлексия.
 Обсуждение.
Занятие № 10      Глаза – зеркало души.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений, активное взаимодействие участников группы.
Занятие № 11      Познавая себя – познаешь других.
Игры и упражнения на развитие у участников занятия умения презентовать себя в группе, создание атмосферы доброжелательности, толерантного взаимодействия, развитие интереса к познанию других через самопознание.
Занятие № 12     Приглядись к тому, кто рядом.
Игры и упражнения на развитие организаторских качеств, осознание того, какими нас видят другие и собственного желаемого образа.
Рисунок «Мой друг» Обсуждение
Занятие № 13     Доверие.
Упражнения на создание в группе атмосферы доброжелательности для расширения пространства доверия.
Занятие № 14    Общение.
Игры и упражнения на развитие групповой сплоченности. Создание в группе атмосферы доброжелательности и толерантного отношения друг к другу.
Занятие № 15    Агрессия и ее роль в развитии человека.
 Моделирование проблемных игровых ситуаций с целью выявления групповой сплоченности (умение действовать сообща, быть мобильным, прислушиваться к мнению друг друга, разрешать спорные ситуации конструктивным образом, делать выбор)
Упражнения на создание в группе атмосферы доброжелательности для расширения пространства доверия.
ЗАНЯТИЕ № 16    Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.
Работа с притчей «Вера в себя». Игры и упражнения на осознание того, какими нас видят другие и собственного желаемого образа.
Занятие № 17     Конфликты и их роль в жизни человека.
Роль конфликтов в жизни человека. Письменная рефлексия. Учимся разрешать конфликты. Моделирование проблемных игровых ситуаций с целью выявления групповой сплоченности (умение действовать сообща, быть мобильным, прислушиваться к мнению друг друга, разрешать спорные ситуации конструктивным образом, делать выбор)


В составлении программы использовала:
Авторская серия: Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе
(5-6 классы).-3-е изд.-М.: Генезис, 2010.-207с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы).-М.:
Генезис, 2005.-167с.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений.-2-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-256с.


3.1. Практический материал по созданию психологического комфорта в образовательном учреждении.
Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)

Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности студенческого (ученического или педагогического) коллектива.
Социально-психологический климат - это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
Социально-психологический климат (Б.Д. Парыгин) - важный показатель уровня развития коллектива.
В предлагаемом задании уровень благоприятности психического климата определяется методом опроса. Методика ценна тем, что позволяет квантифицировать (изучать) не только степень благоприятности, но и выявить те свойства коллектива, которые объединяют его (+), и те, которые разобщают коллектив (–).
Уровень социально-психологического климата в коллективе оценивается по полярным профилям: 3  2  1  0  -1 -2 -3.
         Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.
Оценки
3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется нередко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.
Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:
22 и более
высокая степень благоприятности социально-психологического климата
от 8 до 22
средняя степень благоприятности социально-психологического климата;
от 0 до 8
низкая степень (незначительная) благоприятности;
от 0 до (-8)
начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
от (-8) до (-10)
средняя неблагоприятность;
от (-10) и ниже
сильная неблагоприятность
Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
а) записать, затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;
б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительно), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).
Приведенная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые заложены в опросном листе).
Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
         Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.
  /3 2 1 0 –1 -2-3/
1.

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

Преобладает подавленное настроение
2.

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

Конфликтность в отношениях и антипатии
3
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание

Группировки конфликтуют между собой
4.
Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
5.
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
6.
С уважением относятся к мнению друг друга

Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.
7.
Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные

Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива
8.
В трудные минуты для коллектива происходим эмоциональное единение «один за всех и все за одного»

В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, потерянность, взаимные обвинения
9.
Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно
10.
Коллектив активен, полон энергии

Коллектив инертен и пассивен
11.
Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе

Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
12.
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах
13.
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым

А также можно использовать следующую методику, которая оценивает различные параметры СПК:
Методика А.Ф. Фидлера
Данная методика использовалась нами для оценки психологической атмосферы в коллективе. По типу эта методика является вербальным тестом. Ограничений по возрасту, она не имеет. В ее основе лежит метод семантического дифференциала. Заранее отпечатанные бланки методики являлись стимульным материалом. Индивидуальная инструкция на бланке соответствовала предложенной в оригинале. По процедуре исследования испытуемые должны заполнить бланки методики.
Содержание теста представляет собой таблицу, в которой приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре испытуемый поставит знак *, тем более это свидетельствует о выраженности этот признак в исследуемом коллективе.
Обработка и интерпретация данных: ответ  по  каждому  из   10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов, на основании полученных результатов строятся индивидуальные профили, на их основе создаётся средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Чем левее окажется простроенный профиль, тем  благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению группы в целом. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает её надёжность. Надёжность увеличивается и в сочетании с другими методиками.

3.2. Результаты исследования
Диагностика межличностных отношений.
Цель проведения: изучение психологического климата в классе
Метод проведения: методика оценки уровня психологического климата коллектива
Автор: А.Н. Лутошкин
Дата проведения: 9.09.2011-14.09.2011
Класс: 5-А
Результаты исследования:
Социально-психологический климат - важный показатель уровня развития коллектива.
ВСБ – высокая степень благоприятности социально-психологического климата
ССБ – средняя степень благоприятности социально-психологического климата
НСБ – низкая степень благоприятности
ННб – начальная неблагоприятность
СрН – средняя неблагоприятность
СН – сильная неблагоприятность

22 и более
высокая степень благоприятности социально-психологического климата
от 8 до 22
средняя степень благоприятности социально-психологического климата;
от 0 до 8
низкая степень (незначительная) благоприятности;
от 0 до (-8)
начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
от (-8) до (-10)
средняя неблагоприятность;
от (-10) и ниже
сильная неблагоприятность


Класс: 5 «А» класс
Исследовали: 20 человек
Из них показали:
ВСБ – 6 человек – 33%
ССБ – 9 человек – 43%
НСБ – 4 человека – 19%
ННб -1 человек -5%
Сспк – 17 -– средняя степень благоприятности социально-психологического климата в классе. Атмосфера взаимоотношений внутри класса является комфортной и благоприятной.
Рекомендовано:
Ознакомить классных руководителей с результатами диагностики. Обратить внимание классных руководителей и родителей на  результаты учащихся , которые попали в зону «неблагоприятности» . Провести работу с детьми, попавшими в зону неблагоприятности социально-психологического климата.
В рамках ОЭР проведение занятий в 5-х классах на формирование благоприятного психологического климата в классе.

Изучение психологической атмосферы в 5- «А» классе.
Цель проведения: изучение психологической атмосферы в классе.
Метод проведения: методика Психологическая атмосфера в коллективе.
Автор: А.Ф.Фидпер
Результаты исследования:
Данная методика оценивает психологическую атмосферу в классе
Исследовали: 20 человек

По результатам построенных профилей мы можем судить о благоприятности психологической атмосферы в классе.

Протокол

Психологический климат в коллективе.
Дата: 14.09.2011
Класс:5-А

Ф.И.
балл
результат
на начало
уч.г.
балл
результат
конец уч.г.
1.Губанов А.
31
ВСБ
31
ВСБ

2.Старовойтов Е.
28
ВСБ
28
ВСБ

3.Григорян Д.
16
ССБ
20
ССБ

4.Григорян В.
25
ВСБ
26
ВСБ

5.Непряхина Н.
18
ССБ
23
ВСБ

6.Попова К.
9
ССБ
14
ССБ

7.Мокеев С.
19
ССБ
22
ВСБ

8.Матюков В.
29
ВСБ
29
ВСБ

9.Киприч М.
33
ВСБ
33
ВСБ

10.Фролова О.
11
ССБ
14
ССБ

11.Анискевич Н.
28
ССБ
28
ВСБ

12.Петренко Я.
7
НСБ
9
ССБ

13.Юртаев А.
-4
ННб
8
ССБ

14.Анохин И.
21
ССБ
21
ССБ

15.Еремина В.
25
ВСБ
25
ВСБ

16.Чуйко А.
21
ССБ
21
ССБ

17.Крищенко О.
7
НСБ
8
ССБ

18.Смирнов Д.
0
НСБ
4
НСБ

19.Гайдаров Р.
8
ССБ
8
ССБ

20.Щукина Д.
7
НСБ
8
ССБ


Сспк – степень социально-психологического климата в классе.

Сспк = 17 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата
ВСБ – высокая степень благоприятности социально-психологического климата – 6 ч.- 33%
ССБ – средняя степень благоприятности социально-психологического климата – 9 ч – 43%
НСБ – низкая степень благоприятности – 4 ч. -19%
ННб – начальная неблагоприятность – 1 ч. -5%
СрН – средняя неблагоприятность
СН – сильная неблагоприятность

Результаты  (конец учебного года)
Сспк = 19 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата
ВСБ – высокая степень благоприятности социально-психологического климата – 9 ч.- 45%
ССБ – средняя степень благоприятности социально-психологического климата – 10 ч – 50%
НСБ – низкая степень благоприятности – 1 ч. – 5%
ННб – начальная неблагоприятность – 0 ч.
СрН – средняя неблагоприятность
СН – сильная неблагоприятность










Заключение
Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива (класса, группы); отсутствие давления преподавателей на учеников и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из учеников; принятие на себя ответственности за состояние дел в классе каждым из ее членов и пр.
Таким образом, характер психологического климата подросткового коллектива в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Социально-психологический климат зависит от стиля управления. В своей деятельности по оптимизации социально-психологического климата класса педагогам следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива.
Полученные результаты:
-понимание подростками смысла следующих понятий:
Тренинг, ценности, характер, друг, дружба, команда, эмоции, ощущения, чувства
-развитие умений и навыков:
В области самопознания – понимать и принимать собственные ощущения, чувства, отслеживать свое состояние и состояние другого человека по внешним признакам, развитие вербальных и невербальных средств выразительности
В области межличностного взаимодействия – преодоление барьеров общения, стереотипы поведения, развитие умения адекватного использования невербальных и вербальных средств общения.
Улучшение психологического климата в коллективе.
Полученные результаты были обсуждены на педсовете, классных часах. В этом заключается практическая ценность  исследования.
Формирование благоприятного психологического климата в коллективе учащихся является необходимым условием развития социальной компетентности школьников и образовательной среды школы.
Психологический комфорт в образовательном учреждении – одно из важнейших условий эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации для каждого участника образовательно-воспитательного процесса.


Литература:

· Герчигова И.Н. Менеджмент. Практикум: Учебн. Пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998
· Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебн. Пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003
· Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. - М.: Наука, 1981.
· Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Изд-во " БАХРАК-М", 2001
· Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.  Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002
· Азарова, Т.В. Неделя психологии в школе {Текст}/ Т.В. Азарова, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова и др. – М.: Чистые пруды, 2005. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог».)
· Азарова, Т.В. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками {Текст}/ Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королёва, О.М. Пяткова / под общей ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2002.
· Бочарова, А.Г. и др. Сборник 500 лучших детских игр {Текст}/ А.Г Бочарова и др. – М., 2002.
· Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения {Текст}. – Переизд. / Н.И. Козлов. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
· Психологический климат в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009.;
· Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. – М.,1988.
· Кабатченко Т. Психология управления. – М., 1996.
· Кузьмин Е.С. Руководитель и педагогический коллектив. -  Л., 1974
· Лазарев В. И др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. – М., 1995.
· Ломов Б.Ф. Формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления. – М.,1972.
· Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. – М.,1996.
· Основы социально-психологической теории. Под ред. А.А. Бодалева, А.Н.Сухова. – М., 1995.
· Платонов К.К. О системе психологии. – М., 1972.
· Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.,1996.
· Самыгин С.И., Столяренко А.Д. Психология управления. – Ростов н/Д, 1997.
· Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990.
· Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. – М., 1990.
· Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов на Дону, 1998.




Комментариев нет:

Отправить комментарий